Практическая работа №4
Тема: Разработка
раздела бизнес-плана: «Исследование и анализ рынка»
Цель: Получить навыки
разработки раздела бизнес-плана: «Исследование и анализ рынка»
Для выполнения работы студент должен знать: характеристику местного рынка сбыта, основных конкурентов, сильные и
слабые стороны предполагаемого бизнеса.
В результате выполнения практической работы
студент должен уметь: дать характеристику местного рынка сбыта, проводить
сегментацию потребителей, определять емкость рынка.
Методические рекомендации:
В первую очередь рыночные исследования направлены на
выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг, и определение
потенциальных. Желательно определить приоритеты, которыми
руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность
поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо провести сегментацию рынка, определить
размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Под сегментацией рынка
понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от
друга характеристиками спроса на товары (услуги), т.е. разбивка потребителей по
мотивации и иным признакам. Размер рынка
– территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) в течении
определенного периода времени. Доля рынка – это удельный вес продукции
предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке.
Ниже приведены возможные критерии сегментации рынка:
|
|
Для фирм
Местонахождение
Структура
Объем продаж
Каналы распределения
Численность наемного персонала
|
|
Для частных лиц
Возраст
Пол
Национальность
Любимое занятие
Образование
Стиль жизни
Социальная принадлежность
Профессия
Уровень дохода
Жизненный цикл семьи
Сфера деятельности
Надо искать ответы на вопросы: кто, почему,
сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и
вообще в течении ближайших двух, трех и более лет. В этом разделе
необходимо перечислить все имеющиеся заказы на продукцию.
Следует проанализировать, как быстро продукция,
услуги утвердятся на рынке, и обосновать возможности дальнейшего его
расширения. Необходимо оценить основные факторы, влияющие на
расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона,
социально-экономическую региональную политику, создание конкуренции и
т.д.).
Очень важны отслеживание и оценка конкурентов.
Необходимо выделить и проанализировать сильные и слабые стороны свои и конкурента и
конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Основываясь на оценке
преимуществ производимых товаров, услуг. Основываясь на оценке преимуществ
производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в
натурном и денежном выражении. Прогнозные объемы продаж по сегментам рынка
При этом, учитывая известную определенность рыночной
ситуации, целесообразно подготовить три сценария развития: оптимистический,
пессимистический и наиболее вероятный.
В дальнейшем надо вернуться к этому разделу,
откорректировав его в соответствии с разделом «Потенциальные риски».
Прогнозный объем реализации в стоимостном выражении
рассчитывается в разделе «Финансовый план и финансовая стратегия».
Правильно составить этот раздел вам помогут
ответы на следующие вопросы.
По основной характеристике рынка вашего продукта
¨
Какова емкость рынка?
¨
Какова степень насыщенности рынка?
¨
Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 5
лет?
¨
Что делает ваш продукт уникальным и почему покупатели предпочтут именно
ваш продукт?
¨
Какова общая тенденция спроса на ваш продукт?
По сегментированию рынка
¨
Какие принципы сегментирования рынка являются наиболее соответствующими
вашему продукту?
¨
Какие сегменты и почему являются наиболее перспективными?
¨
Какие сегменты и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми
рынками)?
¨
Что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена,
качество, дизайн, дополнительные услуги и т.д.)?
По перспективам рынков
¨
Какие из этих рынков имеют наиболее благоприятные перспективы (объем
продаж, уровень цен)?
¨
Какие из этих рынков являются наиболее выгодными с точки зрения
транспортировки товара?
¨
Какие страны представляют наилучший рынок с точки зрения потенциальных
для вас проблем?
По прогнозированию продаж
¨
На какую долю рынка вы рассчитываете?
¨
Какие продукты вы собираетесь продавать на выбранных вами рынках в
будущем году?
¨
Какой объем продаж вы прогнозируете на этих рынках?
¨
Каков прогнозируемый рост продаж на этих рынках в ближайшие 5 лет?
¨
Какие цены вы прогнозируете на каждом этапе реализации продукта?
О покупателях на ваших рынках
¨
Какие покупатели будут покупать ваш продукт?
Укажите конкретных покупателей для первого года
продаж и соответствующие размеры заказов.
¨
Какие покупатели будут наиболее перспективными для ваших продуктов?
По продвижению ваших товаров в условиях конкуренции
¨
Какие другие фирмы продают аналогичный товар на выбранных вами рынках?
¨
Кто будет оказывать услуги по послепродажному обслуживанию покупателей?
¨
Будете ли вы пользоваться услугами по послепродажному обслуживанию
покупателей?
¨
Будете ли вы пользоваться услугами специализированных компаний для
маркетинга и продвижение вашего товара?
По требованиям к агентам и дистрибьюторам вашего
продукта
¨
Почему необходимо иметь специальных агентов и дистрибьюторов на
выбранном рынке?
¨
Какой тип клиентов особенно перспективен?
¨
Какие критерии определяют сферу деятельности агентов?
¨
Каковы финансовые взаимоотношения с агентами?
¨
Какие линии поведения агентов являются допустимыми?
Задание
практической работы: разработать раздел бизнес-плана: «Исследование и
анализ рынка» для разрабатываемого бизнес-плана.
|